Защита прав потребителей при взаимодействии с банком: навязывание страховок при ипотеке
Банковские организации нередко при взаимодействии с физическими лицами злоупотребляют своими правами и пользуются тем, что потребители не всегда понимают, на что именно они в свою очередь имеют право. Периодически это связано с навязыванием дополнительных услуг. Например, при оформлении ипотеки обязательна только одна страховка: непосредственно на сам объект недвижимости. А вот страхование жизни или же кредита – это уже по желанию клиента.
Часто клиенты жалуются, что банк отказывается выдавать ипотеку без заключения такого договора. Обжаловать на практике это действительно трудно, потому что у финансовой организации, в свою очередь, нет обязанности ипотеку выдавать. Однако можно пойти на своеобразную хитрость, на которую вы по закону имеете право. То есть можно заключить договор страхования, а потом от него отказаться. По закону у потребителя есть так называемый «период охлаждения», который был введён в правоприменительной практике в России с 2016 года. Это время, в течение которого потребитель имеет право отказаться от купленного полиса и вернуть себе премию или хотя бы её часть.
Размер возвращённой суммы составляет либо всю премию, если срок страхования ещё не начался, либо часть – пропорционально тому количеству времени, которое истекло и которое осталось соответственно. Вы имеете право подать заявление на отказ от страховки в течение 14 календарных дней с момента подписания такого договора. Разорвать с вами отношения из-за того, что вы отказались от договора страхования, банк не может.
Но нужно учесть, что финансовая организация часто предоставляет льготы тем, кто оформляет такие соглашения. Например, процентная ставка по ипотеке уменьшается. И если вы откажетесь от страховки, то в таком случае условия для вас поменяются не в лучшую сторону. Поэтому перед тем, как воспользоваться своим правом, взвесьте все аспекты.
Часто клиенты жалуются, что банк отказывается выдавать ипотеку без заключения такого договора. Обжаловать на практике это действительно трудно, потому что у финансовой организации, в свою очередь, нет обязанности ипотеку выдавать. Однако можно пойти на своеобразную хитрость, на которую вы по закону имеете право. То есть можно заключить договор страхования, а потом от него отказаться. По закону у потребителя есть так называемый «период охлаждения», который был введён в правоприменительной практике в России с 2016 года. Это время, в течение которого потребитель имеет право отказаться от купленного полиса и вернуть себе премию или хотя бы её часть.
Размер возвращённой суммы составляет либо всю премию, если срок страхования ещё не начался, либо часть – пропорционально тому количеству времени, которое истекло и которое осталось соответственно. Вы имеете право подать заявление на отказ от страховки в течение 14 календарных дней с момента подписания такого договора. Разорвать с вами отношения из-за того, что вы отказались от договора страхования, банк не может.
Но нужно учесть, что финансовая организация часто предоставляет льготы тем, кто оформляет такие соглашения. Например, процентная ставка по ипотеке уменьшается. И если вы откажетесь от страховки, то в таком случае условия для вас поменяются не в лучшую сторону. Поэтому перед тем, как воспользоваться своим правом, взвесьте все аспекты.